Парфенон, Афины

Парфенон — великолепный памятник древнегреческой архитектуры, расположенный на самом высоком месте Акрополя. Он являлся главным храмом Афин и был посвящен покровительнице этого города — богине Афине-Девственнице.Парфенон Если смотреть на Акрополь со стороны на дальнем расстоянии, то можно заметить, что силуэт храма как бы венчает собой весь ансамбль построек. Еще при Писистрате здесь был возведен Гекатомпедон, который был разрушен во время вторжения в 480 г. до н.э полчищ персов возглавляемых царем Ксероксом. Персидская армия захватила и разрушила прекрасные Афины. Но свободолюбивый народ Древней Эллады смог дать достойный отпор персам, разгромив их армию и флот. Эта победа дала мощный толчок к развитию нового вида искусства — искусства высокой классики. Все произведения искусства, созданные в этот период, обладают высокой гармонией и пластикой, вызывают чувства величия и радости. Именно в этот период, во время расцвета Афин, Периклом было предложено восстановить весь ансамбль Акрополя.

Во время правления Перикла в Афинах были сооружены удивительные по красоте и величию храмы, скульптуры, алтари. Руководил всеми работами знаменитый скульптор Фидий. В 447 году было начато строительство храма Афины — Парфенона, которое продолжалось почти десять лет. Работы, связанные с украшением храма продолжались до 431 года до н.э. Спроектировал Парфенон архитектор Иктик, воплотил же в жизнь этот проект другой знаменитый архитектор — Калликрат, руководителем работ был Фидий.

Парфенон

Весь народ принимал участие в строительстве храма, это была поистине народная стройка. Со всех сторон везли в Афины белый мрамор, слоновую кость, золото, медь, кипарис и черное дерево. Каменотесы, плотники, медники, живописцы, граверы и другие ремесленники работали не покладая рук. Кладка Парфенона производилась без применения цемента или каких-то растворов. Блоки настолько тщательно и искусно обтачивались по краям, что без малейших проблем подгонялись друг к другу по размеру. На возведение храма Перикл потратил огромные деньги, в том числе и те, которые были предназначены на военные цели. Враги Перикла тут же воспользовались моментом и обвинили его в расточительстве государственных средств. Тогда, в собрании, Перикл предложил взять все расходы, связанные со строительством Парфенона на себя, но на его здании он укажет свое имя. Тогда народ, восхищенный ли его поступком или не пожелав отдавать ему славу величественной постройки, согласился отнести все расходы на общественный счет. Чтобы созданная на холме композиция смотрелась не только величественно, но и гармонично, было принято решение увеличить холм, соорудив мощную насыпь. В наши дни было установлено, что длина холма перед Парфеноном, длина храма Афины и длина участка Акрополя, расположенная за Парфеноном, находятся в соотношении, как отрезки золотой пропорции, т. е. при создании композиции храмов была использована золотая пропорция.

Парфенон

Все современные исследователи выделяют главную причину красоты и величия Парфенона — это удивительная соразмерность его частей, которая основывается на золотом сечении. Величественный памятник древнегреческой архитектуры — великолепный Парфенон по праву считается плодом труда не только архитекторов и скульпторов, но и всего народа Эллады.
Долгие годы стоял Парфенон нетронутым во всем своем величии и великолепии. Однако, в конце III века до н. э. афинский правитель Лахар приказал снять со статуи Афины золотые пластины. Трагическая судьба постигла храм и его скульптуры и в последующие годы. Так, во II веке до н.э. храм горел, но был восстановлен, в 146 г. до н. э., после завоевания Греции, римляне вывезли к себе большую часть скульптур. Примерно в V веке была вывезена в Константинополь статуя Афины Парфенос, где и погибла. В VI веке Парфенон превратили в христианский храм, позже был назван кафедральным собором. В 1460 году турки Парфенон сделали мечетью, а в 1687 году в период осады Афин венецианцами в храме был пороховой склад. Из-за ядра, влетевшего через крышу, произошел взрыв, который навсегда превратил Парфенон в развалины. Была уничтожена его средняя часть, упало и разбилось много рельефов. В 80-е годы 18-го столетия были вывезены в Париж несколько рельефов, которые уцелели. В начале 19-го века лордом Эльджином были вывезены в Англию 12 фигур с фронтонов, плиты с рельефами Парфенона и другие фрагменты памятника. Реставрация храма началась в 19-м столетии.

Парфенон

В 30-х годах 20 века была восстановлена северная колоннада, восстанавливались фронтонные скульптуры, подлинники которых либо погибли, либо оказались в иностранных музеях. В 1950-х годах отреставрировали пол храма. Парфенон сегодня считается величайшим памятником античной архитектуры, шедевром мирового искусства, воплощением величия и могущества Древних Афин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector