Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Одной из главных достопримечательностей Флоренции является потрясающий, неповторимой красоты собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Восьмигранный купол собора словно парит над землей и притягиваетСанта-Мария-дель-Фьоре к себе восхищенные взоры всех гостей столицы Тосканы. Домский собор, символ Флоренции, имеет удивительную, многовековую историю. Строительство собора было задумано в самом конце XIII века как место, способное вместить и при необходимости защитить все население Флоренции. Одновременно новый собор должен был стать достойным ответом другим крупным тосканским городам — Пизе с собором Санта-Мария Ассуанта и Дуомо ди Сиена. К началу строительства нового собора прежний собор Святой Репараты, построенный в IV-V вв., совсем обветшал и не соответствовал потребностям стремительно растущего крупного города с населением в 90 тыс. человек. В 1289 году был дан заказ на возведение нового собора знаменитому зодчему и скульптору Арнольфо ди Камбио и постепенно стали разбирать старый собор. Кстати, в 1965 году на этом месте археологи обнаружили останки храма с сохранившимися гробницами пап и епископов. В 1296 году было начато строительство нового собора. За основу своего грандиозного проекта знаменитый архитектор взял не привычные готические планы, а Пантеон в Риме.

По задумке автора проекта это был трехнефный храм в виде креста. Три нефа сходились в высоком алтаре, над которым размещался восьмигранный купол собора, размеры которого намного превосходили размеры купола одного из старинных архитектурных памятников города — баптистерия Сан-Джованни, возведенного в XI-XII в.в. Площадь, которую занимал старый собор, уместилась полностью в среднем нефе нового собора. Ди Камбио начал возводить фасад нового собора, украсил нижний ярус скульптурами, а также заложил фундамент колокольни.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

После того, как в 1302 году скончался ди Камбио, строительные работы приостановились на целых 30 лет. В 1331 году куратором возведения храма был назначен знаменитый художник и архитектор Джотто, занимавший на тот момент пост главного архитектора Флоренции. Джлтто приступил к возведению колокольной башни Дуомо — Кампанилы. Он разработал план строительства колокольни и сделал эскизы внешней отделки нижнего яруса фасада, где бы изображалась деятельность человека от Сотворения мира. Смерть художника в 1337 году и последовавшая вскоре эпидемия чумы вновь приостановили работы. Строительство собора возобновилось в 1349 году, архитектором собора стал Франческо Таленти, еще через 10 лет — Джованни ди Лаппо Гини. Благодаря им было окончено строительство колокольни и сформирован окончательно архитектурный образ стен собора. Высота Кампанилы равна 87,4 м. Чтобы подняться к расположенной сверху смотровой площадке, нужно преодолеть 414 ступени. Таленти изменил проект собора: расширил трансепт и апсиду, поделил центральный неф на 4 придела. Основные работы были окончены к 1380 г. Длина собора в окончательном варианте составила 160 м, ширина трансепта равна 90 м.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

С 1410 г. по 1461 г. велись работы по установке купола. Идеальный вариант дизайна и строительства купола на большой высоте был предложен Брунеллески. В 1434 г. купол был возведен. В 1466 году была достроена фонарная башенка, венчавшая купол и украшенная в 1469 году золотым шаром Антонио Верроккьо. Высота купола снаружи — 116,5 м, вверх на смотровую площадку ведут 463 ступени узкой лестницы. Завершенную постройку освятил Папа Римский, однако внешняя облицовка собора была закончена лишь в 1887 году Эмилио де Фабрисом. В общей сложности собор строился, достраивался и украшался почти шесть веков. Желание познакомиться с Флоренцией поближе. Читайте Суржик Эдуард: «Самое главное о Флоренции» и узнайте больше. Для облицовки де Фабрис использовал полихромный облицовочный мрамор, благодаря чему стены собора начинают «играть» разными цветами. Белый цвет перетекает в серый, затем плавно переходит в зеленый и розовый. Стрельчатые арки фасада собора украшены фресками, изображающими сцены жизни Богоматери. Над центральным входом помещен барельеф с изображением младенца Христа с Богоматерью в окружении статуй 12 проповедников. Чуть выше фасад украшает ажурное окно, вокруг которого помещены лепные медальоны с изображением знаменитых жителей Флоренции. Внутри собор поражает великолепными витражами XV в. с изображением Святой Девы Марии, Спасителя и библейских сюжетов. Не менее интересно смотрятся мраморные мозаичные полы XVI-XVII вв. Внутри купол Санта-Мария дель Фьоре украшает фреска со сценами из Страшного суда работы Вазари и Цуккари. На одной из стен помещены уникальные (литургические) часы с обратным ходом работы П.Уччелло (1443 г.) Главные создатели храма Джотто и Брунеллески похоронены в приделах храма. Самой главной реликвией храма является урна с святыми мощами Зиновия Флорентийского, которую нашли в XIV в. среди развалин храма Санта Репарата.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector