Дворцы, музеи, памятники, театры, соборы, парки, фонтаны, мосты — таков неполный список достопримечательностей, которыми буквально напичкан Санкт-Петербург. Не хватит и месяца, чтобы познакомиться с огромным перечнем архитектурных и культурных достопримечательностей этого величественного города. И, все же, можно выделить несколько, наиболее знаковых. Символами города, безусловно, являются Исаакиевский собор, храм Воскресения Христова. Мосты Санкт-Петербурга уже давно стали визитной карточкой города, важнейшей составляющей его романтического облика. Мемориальный храм, названный в народе «Спас-на-Крови», является шедевром русской архитектуры.
Трагическая история храма
Собор во имя Воскресения Христова поражает не только необыкновенной красотой куполов и интерьеров, но и своей трагической историей появления, порождающей и сегодня удивительные легенды и домыслы. Он был установлен на месте смертельного ранения Александра II. Произошло это трагическое событие 1.03.1881 г. Александр II занимает в русской истории почетное место великого реформатора, начавшего проводить в государстве судебные, военные, образовательные, земские реформы, касавшиеся важнейших сторон жизни. Величайшей заслугой императора была ликвидация крепостного права, за что благодарный народ считал его «Царем-Освободителем». Не удивительно, что убийство царя не только не подтолкнуло народные массы на революционные выступления, чего ожидали совершившие покушение народовольцы, а, напротив, было воспринято народом, как страшная трагедия. Всю страну охватило желание оставить на века память об Александре II, в разных уголках России возводятся поминальные стеллы, часовни, скульптурные памятники. На месте, где народоволец И. Гриневицкий совершил покушение на царя, депутаты Думы предложили возвести часовню. Уже в апреле того же года деревянная шатровая часовня была построена и освящена.
Строительство храма
Весной 1883 г. часовню перенесли, а на ее месте приступили к строительству храма-памятника, как пожелал Александр III. По замыслу нового императора храм-памятник должен взять все лучшее из стиля «русского церковного зодчества» 17-го века, а место, где ранили императора, должно быть внутри церкви в виде отдельного придела. Среди множества предложенных вариантов предпочтение было отдано совместному проекту архитектора А.А. Парланда и архимандрита Игнатия. Первый камень в основу будущего Собора был заложен Александром III. Строительство собора длилось 24 года. Впервые вместо свай в качестве фундамента изготовили бетонное основание. Под колокольню был построен на набережной восьмиметровой ширины выступ. Вместимость храма была рассчитана на 1600 человек, символична его высота — 81 м, что соответствует году гибели императора.
Внешнее и внутреннее убранство храма
На фоне строгой архитектуры Санкт-Петербурга девятиглавый собор поражает повышенной декоративностью, пестрой красотой и сложностью исполнения. Главным украшением храма, обложенного красно-коричневым кирпичом, служат цветная черепица, мозаичные композиции, поливные изразцы, беломраморные детали. Главы собора покрыты уникальной четырехцветной ювелирной эмалью. Прослеживается архитектурное сходство с московскими и ярославскими храмами 16-17 веков. Поражает богатством и красотой внутреннее убранство храма. Своды, пилоны, стены и купола покрыты русской мозаикой. В мозаичной коллекции имеются работы, сделанные по оригиналам В.М. Васнецова А.П. Рябушкина, М.В. Нестерова и других известных художников. Поражает собор и своей коллекцией цветных изразцов, самоцветов, ювелирной эмали. Самым значимым местом в храме после алтаря было место, где было совершено покушение на государя. Над ним была сооружена специальная конструкция — сень с колоннами из яшмы. Сверху был установлен крест из топаза. В середине 1907 года все работы были завершены и 19 августа храм был освящен. На торжестве был император Николай II вместе с супругой. Средства на содержание храма выделяло государство.
Прошлое и настоящее храма
После революции поступление государственных средств было прекращено. В 20-е годы храм, как и остальные русские церкви, был разграблен, большая часть церковного имущества конфискована. В ноябре 1930 г. правительство приняло решение о закрытии храма, в январе 1931 г. 14 колоколов были переплавлены, а здание временно использовали как склад. Позже было принято решение о ликвидации храма, этого не случилось, т.к. началась войны. В годы войны здесь размещался морг, после войны здесь был склад оперного театра. В 70-е годы он стал частью музея «Исаакиевский собор». После 27-летнего ремонта, в 1997 г., музей-памятник открыл свои двери для посетителей. С сентября 2010 г. здесь проходят регулярные богослужения.